Реечный домкрат "хай-лифт" или, для близких с ним
знакомых, "хай, Джек!" - отнюдь не новинка. Его придумал в 1895 году
американец Филипп Джон Харра, что учительствовал в штате Индиана и
частенько испытывал материальные затруднения. Когда ветер начинал уж
слишком громко свистеть в карманах, в мистере Харра пробуждались
недюжинные творческие способности. Он раскуривал дешевую сигару, брал в
руки карандаш и бумагу, и начинал решительными движениями испещрять
листок незаурядными техническими идеями (в основном это были конструкции
стиральных машин). На изобретения Харры был спрос!
Но когда Филипп Джон сделал первый набросок "хай-лифта", он уже
ни минуты не сомневался, что изобрел гениальный универсальный инструмент
для фермеров. Харра даже решился забросить учительство и основал фирму
The Bloomfield Manufacturing Co. Автор назвал свой домкрат Automatic
Combination Tool и начал рекламировать его как "инструмент, способный
приподнимать, тянуть, толкать, поддерживать…" Но как это часто бывает с
гениальными изобретениями, первый "хай-лифт" ему удалось продать только
через десять лет, в 1905 году. Судьба, наконец, улыбнулась мистеру Харра
- к этому времени автомобиль начал безраздельно завоевывать сердца
американцев, и первыми на необычный домкрат обратили внимание именно
автомобилисты! Лишь после этого проснулись фермеры с лесниками и тоже
начали использовать "хай-лифт" для поднятия тяжестей, корчевания пней и
поддержки покосившихся стен.
С тех пор прошло почти сто лет, но "хай-лифт" мало изменился,
зато название марки стало нарицательным для домкратов такого типа. Лишь
на смену деревянной рукоятке, использовавшейся в первых моделях, пришла
стальная.
Конструкция "хай-лифта" нехитрая: состоит она из дырчатой рейки и
закрепленной на ней подъемной машинки с комбинацией зубчатой передачи и
противовозвратной системы. Простым перекидыванием рычажка фиксатора
машинку можно настроить на подъем или спуск, а длинная рукоятка-рычаг
позволяет сравнительно легко поднимать большой груз. С каждым махом
рычага сверху вниз домкрат поднимает его на один щелчок, а при массе
груза не менее 40 кг на один же щелчок опускает.
Сегодня на мировом рынке господствуют две марки таких домкратов:
американский "Хай-Лифт" и канадский "Жаккаль". Различаются они лишь
разнообразием реек по высоте и обозначением ее в разных единицах длины.
Для "Хай-Лифта" это 42 дюйма (107 см), 48 дюймов (122 см) и 60 дюймов
(152 см); а для "Жаккаль" - 4 фута (122 см) и 5 футов (152 см). В
магазине "Клуба 4х4" чаще всего можно приобрести 42-дюймовый "Хай-Лифт"
HL-485, способный поднимать двухтонный груз (4660 фунтов) на почти
метровую высоту (38 дюймов). Гораздо более важно различие в материалах,
из которых изготовляются домкраты обеих фирм. В одних моделях из стали
выполняется рейка или только опорный башмак, но самая популярная,
наиболее грузоподъемная модель целиком, кроме рукоятки, изготовляется из
чугуна. Вес, правда, у нее внушительный - порядка 15 кг.
А теперь посмотрим на этот домкрат с критической точки зрения.
"Хай-лифт" поднимает машину быстро и на большую высоту - сочетание
безусловно ценное, но мгновенно приводящее всю "конструкцию" в состояние
крайней неустойчивости. Рейка высокая, а опорный башмак по площади
очень небольшой, и гарантий того, что грунт в нужном месте под ним
окажется идеально ровным, нет никаких. Да и кривится, тонет башмак под
нагрузкой даже в мало-мальски рыхлом грунте! Вдобавок, с каждым махом
рукоятки рейка вихляется и может запросто вдарить по кузову и стеклу, а
клюв подъемной машинки слишком узкий. Доходит до того, что автомобиль
попросту "сдувает" с домкрата сильным порывом ветра! | Красная модель Hi-Lift самая крутая - сделана из чугуна
Синяя модель - из сварной стали: она легче, но менее прочная. Да и отверстие в клюве подъемной машинки у нее маловато будет
Лопата - не лучшая подкладка под башмак. Она гнется и превращается в совок!
Процесс смещения машины вбок из колеи дается нелегко. Для фиксации временной победы под правое колесо подложена доска.
Рейка домкрата высокая, и невзначай может стукнуть
по кузову или стеклу. Так что не ленитесь, господа джиперы, а
подкладывайте, подкладывайте...
Домкрат этот - помощник во всем. Например, с ним
очень легко разбортировать колесо. Единственно, надо постараться не
свернуть сосок.
Дядя работает хорошо, но без страховки: пока он
будет укорачивать и перецеплять цепь, его "Лендик" с легкостью укатится
обратно! Ну что поделать - англичанин! |
Понимающие в "хай-лифтах" толк люди борются с этим весьма
простыми способами. Приняв обычные меры предосторожности (установку
упоров под колеса, ручник, включение скорости или блокировки
центрального дифференциала), они ставят башмак на лопату или плоскую
широкую дощечку, и при работе крепко держат рейку за верхушку. Немногие
догадываются проложить на всякий случай между рейкой и кузовом
деревянный брусок или проще всего - накинуть на рейку сверху куртку.
Если поднимаете машину за задний бампер, в крайнем случае можно даже
открыть задние двери. Ну и конечно, подняв автомобиль на несколько
щелчков, надо не забывать подложить под колеса сэнд-траки, доски или
связки веток. Так что основным правилом работы с "хай-лифтом" будет:
ЧУТЬ ПОДНЯЛ - ПОДЛОЖИ!
Очевидно, что "хай-лифт" предназначен для подъема автомобиля за
края: клюв подъемной машинки подводится спереди и сзади под бампер или
сбоку под порог. А теперь посмотрите: ширина клюва где-то 2,5 см, а
давят на него сверху больше 2 тонн! Так что клюв запросто штампует
выемки по низу бамперов и порогов, и они становятся похожи на зубастую
челюсть крокодила. К тому же, у большинства современных внедорожников
под бампером красуется пластиковый фартук, так что регулярное
пользование "хай-лифтом" со временем принесет массу головной боли.
Серьезные джиперы нашли выход из положения, к лонжеронам рамы по
бамперами и к силовым ребрам порогов они приваривают П-образные "ушки"
под клюв - деться ему тогда некуда, и можно уже без боязни поднимать
машину повыше. Однако, эти "ушки" начисто устраняют уникальную
способность "хай-лифта" перемещать. Его основной недостаток -
неустойчивость, можно превратить и в достоинство!
Например, с его помощью можно извлечь машину из глубокой колеи.
Для этого нужно установить домкрат по центру бампера, поднять
автомобиль, а потом слегка толкнуть "хай-лифт" в сторону. При
благоприятном исходе колеса приземлятся в стороне от колеи. Но
одновременно это означает, что машина в итоге сорвется с клюва! Чтобы
облегчить этот срыв, между клювом и бампером следует заранее проложить
деревянный брусок. Правда, эффект от этого может выйти боком: ведь
машина при подъеме будет подвешена еще более неустойчиво! А когда она
упадет с домкрата вбок, то может удариться днищем о разделяющий колеи
бугор или камень. Так что, если вы собрались заняться с помощью
"хай-лифта" перемещением, будьте бдительны и поднимайте машину на высоту
не большую, чем требуется, чтобы обойтись минимальными разрушениями. Во
всяком случае, высота подъема и способность перемещать, недостижимые
для домкратов других систем, ставят "хай-лифт" вне всякой конкуренции. В
отдельных ситуациях можно поднимать внедорожник двумя "хай-лифтами", но
тогда работать надо либо синхронно, либо строго поочередно, по принципу
"щелчок-щелчок". Иначе завал неизбежен!
Также необходимо помнить, что "хай-лифт" - чрезвычайно мощный
инструмент, и при работе с ним необходимо постоянное приложение к
рукоятке силы. Иначе она вырвется из руки: может отскочить вверх или,
наоборот, хорошенько треснуть вас по башке. При этом следите за
плавностью своих движений рукой - помните: устойчивости никакой!
Если вам не хватает усилия опустить рукоятку, не стоит ее
наращивать или работать вдвоем - рукоятку легко загнуть или того хуже -
сломать муфту, в которую она вставляется в месте крепления к механизму.
Лучше временно разгрузить машину. Конечно, есть у"хай-лифта" и
встроенная защита - страховочный язычок, ломающийся в случае перегрузки.
Если это происходит, "хай-лифт" начинает медленно опускать автомобиль.
Однако, изредка случается серьезная неприятность - соскакивает
переключатель режимов работы, и вместо того, чтобы поднимать машину,
домкрат начинает ее опускать (обычно это бывает из-за разгильдяйства -
плохо защелкнутого переключателя). Но опасно это не только тем, что
машина внезапно опустится. Гораздо страшнее, что при этом стальной рычаг
"хай-лифта" вырывается из рук и начинает летать вверх-вниз, как
взбесившийся шлагбаум. Худшее, что можно предпринять в таком случае, это
попытаться его поймать. Такие подвиги обычно кончаются сломанной рукой
или сотрясением мозга. Разумнее отскочить в сторонку и подождать, пока
взбрыкнувший "помощник"не успокоится, а потом подоткнуть переключатель
как следует и начать все сначала.
Как вы помните, "хай-лифт" рекламировался Филиппом Джоном Харра
как инструмент, способный еще и тянуть. Так вот, это не рекламный трюк:
"хай-лифт" запросто можно использовать взамен ручной лебедки!
Прежде всего, необходимо подыскать внушающее доверие дерево
неподалеку от автомобиля. После чего разверните домкрат к нему рейкой, а
башмаком - к застрявшему авто. Присоедините верхушку рейки к обнимающей
дерево корозащитной шлее, а к клюву подъемной машинки подвесьте цепь,
протянув ее от автомобиля. Да, да! Вам понадобится в этом случае именно
цепь длиной метров шесть, так как по мере выхода машины из засады вам
придется ее укорачивать, перецепляя за звенья крюк. Конечно, лучше всего
подойдет цепь такелажная - ее крюк с внутренней стороны имеет для
захвата звеньев специальный паз. Но если нет возможности приобрести или
спереть такое сокровище с военного склада, не огорчайтесь. Главное,
чтобы ваша цепь была с крупными звеньями, внутри которых можно было бы
прочно закрепить крюк. А дальше, работая рукояткой домкрата, вы будете
поднимать машинку с клювом по рейке вверх почти на полную ее высоту. За
один цикл "подъема", в зависимости от модели домкрата, автомобиль будет
приближаться к вам на 60 - 90 см. В идеале лучше бы протянуть от
автомобиля к дереву дополнительный, страховочный трос, чтобы машина не
сползала назад, пока вы перетягиваете цепь. Потом снова работа рычагом, и
так - вплоть до полной победы!
И еще представьте себе ситуацию: колесами одного борта вы
случайно соскочили с дороги на рыхлый откос, и выехать обратно не
получается - передок безнадежно сносит вниз. Но если заякорить его вбок с
помощью "хай-лифта" за дерево, растущее через дорогу, машина начнет
двигаться уже строго по окружности и выберется из засады!
Однако, использование "хай-лифта" в качестве лебедки имеет
некоторые нюансы. При покупке домкрата убедитесь что на вершине его
рейки, а также в клюве подъемной машинки, есть достаточные отверстия под
болты шаклов-серег. Конечно, лучше заранее подобрать в отверстия клюва и
рейки шаклы покрепче.
И наконец, последняя проблема: где крепить
"хай-лифт" на машине. Даже не думайте использовать для этого навесные
пороги или кенгурятник, если не уверены, что они по-настоящему
прикреплены к раме. Тем более, что в багажный отсек внедорожника
"хай-лифт" влезает без труда. Но стоит ли прятать его туда после
использования на бездорожье, зная что через несколько минут он может
понадобиться вновь? Гораздо удобнее запастись прочным монтажным
комплектом и закрепить "хай-лифт" к примеру, на заднем бампере. Уютно
чувствует он себя и на верхнем багажнике и на лесенке. А уж когда
приключения заканчиваются, вымытый и обработанный WD-40 "хай-лифт" не
грех и убрать в багажник - до следующего раза.
Итак, он может поднимать, тащить, держать, зажимать и даже
перемещать. В случае, если вы вроде бы безнадежно застряли, а у вас с
собой имеется лишь один инструмент, он должен быть именно таким! Термин
"хай-лифт" обозначает наиболее гениально сконструированный домкрат,
особенно для внедорожников. Однако, любые ремонтные работы под поднятым
на нем автомобилем совершенно исключаются.
|