Рубрика: Вещь | Автор: Сергей ГРУЗДЕВ, фото
Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА |
Хочу купить GPS-навигатор, чтобы и в лесу, и в
городе пригодился, а переплачивать не хочется... Начал ездить на любительские
трофи и понял – без GPS-навигации делать там нечего. что выбрать? Планирую
путешествие по Европе, нужен портативный «электронный штурман», посоветуйте
модель! Эти и аналогичные им вопросы регулярно приходят к нам в редакцию.
попробуем задать вам курс...
|
Чтобы приготовить рагу из кролика, нужно иметь
как минимум кошку, а чтобы кардинально решить проблему ориентирования, необходим
как минимум GPS-приемник. Это просто и понятно, а вот дальше начинаются муки
выбора. Что лучше – взять полноценный классический прибор (хотя опять же какой –
с поддержкой картографии или без, с ч/б дисплеем или цветным, с автономным
питанием или только от прикуривателя?) или купить более бюджетную GPS-мышь, то
есть навигатор без экрана индикации, выводящий информацию на ноутбук или КПК?
Дальше – больше. Мыши могут иметь различные интерфейсы связи (СОМ, USB или
Bluetooth). Также выпускаются GPS-модули, устанавливаемые в слоты расширения КПК
под CF- или SD-карты. Кроме того, существуют наладонники с уже встроенными в них
GPS-блоками, а еще есть коммуникаторы и сотовые телефоны с функциями
GPS-навигации. Да уж, действительно глаза разбегаются, тут можно заблудиться,
еще не выехав из дома... Изучив технические характеристики приборов и
прайс-листы, мы поставили себя на место среднестатистического потребителя
(человека, постоянно эксплуатирующего автомобиль в городе и периодически
выезжающего на природу в недальние путешествия, на клубные покатушки или
рыбалку-охоту). В итоге мы смоделировали несколько конкретных примеров различных
навигационных систем начального уровня со своими наборами плюсов и минусов.
Общее условие для всех решений – ценовой диапазон в $300–600.
Итак, что
же показали наши исследования? Во-первых, уровень техники, представленной на
рынке, как новой, так и б/у, весьма высок и все проверенные нами схемы имеют
право на жизнь – любое из решений можно смело брать за основу и использовать. Ну
а во-вторых, создание системы навигации под себя сродни игрое в Lego – процесс
индивидуальный и даже творческий. Как говорится, сколько людей – столько и
мнений. Надеемся все же, что вам пригодятся некоторые общие рекомендации,
сведенные нами в некое подобие FAQ. Итак:
КАК ВЫБРАТЬ НАВИГАЦИОННУЮ СИСТЕМУ? Собираясь
приобрести GPS-навигатор, нужно точно представлять условия его применения. Вряд
ли вам будет комфортно во время тура по Европе таскать с собой по музеям
«военный» Panasonic.
И наоборот, собираясь покорять горные кручи,
болотные трясины или песчаные барханы, не имеет смысла рассчитывать на крутые
технически, но хрупкие и нежные наладонники.
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ
ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ? Скорее всего нет. Нам представляются две близкие к
совершенству схемы. Для внедорожных условий – связка не самого дорогого
GPS-навигатора с возможностью автономного питания и защищенного ноутбука или
«планшетника». Для страховки можно взять с собой GPS-мышь (лучше с USB- или даже
с COM-интерфейсом, а не Bluetooth-соединением, опятьтаки для надежности – лишнее
устройство, лишние драйвера и т. д.). Такой набор позволяет ориентироваться как
во время движения на автомобиле, так и в пеших вылазках. Для города мы бы
рекомендовали небольшой КПК с встроенным модулем или GPS-мышью с Bluetooth. Этот
же вариант подходит и для дальней поездки по цивильным местам. Причем, учитывая
отличную «не российскую» картографическую базу, в первую очередь для путешествий
за границей.
В ЧЕМ СОСТОЯТ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ
ОТЛИЧИЯ РАЗНЫХ GPS-ПРИЕМНИКОВ? Готовясь к покупке, следует
ориентироваться, конечно же, на современные модели: на сегодняшний день это
приборы с новым чипсетом SiRF Star III – их чувствительность превосходит все
предыдущие. Остальные отличия не столь принципиальны – это, как правило, наличие
или отсутствие дополнительных функций (барометрического альтиметра или компаса,
например), объем встроенной или внешней памяти, характеристики экрана,
комплектация.
СТОИТ ЛИ ПОКУПАТЬ БЫВШИЙ В
УПОТРЕБЛЕНИИ GPS-ПРИЕМНИК? GPS-навигаторы – достаточно надежные
устройства, особенно в исполнении по 7-му классу защиты (из «ручных» у Garmin
таких большинство). Они либо работают, либо нет (гарантийное обслуживание того
же Garmin у официального дилера в случае поломки заключается в обмене на новый
экземпляр). Поэтому при желании сэкономить не грех обратить свой взор в сторону
вторичного рынка. Тем более что многие продвинутые пользователи, стараясь не
отстать от моды, меняют модели достаточно часто. Сейчас не очень сложно найти
б/у прибор в приличном состоянии и намного дешевле, чем в магазине. Возможно,
это покажется противоречием с написанным выше, но приборы, выпущенные два-три
года назад, пусть и не 20-, а только 12-канальные, в большинстве случаев
выполняют свои функции не намного хуже современных. Да, конечно, случается, что
в условиях сложного рельефа гор или в густом лесу сигнал иногда пропадает на
несколько минут, «холодный» старт подольше. Если для вас это не столь критично,
то почему бы и не взять старичка. Вспомните, что всего несколько лет назад мы
были несказанно рады самой возможности пользоваться «системой глобального
позиционирования»…
ГДЕ БЕРУТ НОУТБУКИ В
‘’ВОЕННОМ” ИСПОЛНЕНИИ? Новые защищенные ноутбуки и планшетники в
несколько раз дороже обычных. Однако на радость джиперам существуют фирмы,
специализирующиеся на мелкооптовых поставках вполне работоспособной, но морально
устаревшей б/у техники из вооруженных сил и полиции стран Западной Европы и США.
На прилавок такие аппараты поступают после контроля и предпродажной подготовки
и, конечно, обеспечиваются гарантийным обслуживанием. Естественно, что их
конфигурация немного отстала от жизни и поиграть в «стрелялку» или посмотреть на
привале фильм на DVD-диске не получится, но для нужд навигации ресурсов вполне
хватает.
А ТАКИЕ УЖ НЕУБИВАЕМЫЕ ВСЕ ЭТИ
ЗАЩИЩЕННЫЕ КОМПЫ? Сломать можно все, что угодно, даже шарик от
подшипника, было бы желание, хотя многое часто зависит и от роковой случайности.
Если серьезно, то, конечно, степень защиты у таких приборов гораздо выше, чем у
обычных, но от кидания их на дальность или ныряний с ними лучше все же
воздержаться. Кстати, готовя этот обзор, мы решили провести дополнительные
проверки защищенности Panasonic CF-27, 28 и Walkabout Hammerhead и узнали для
себя много нового – в ближайших номерах уже запланирован материал на эту тему. И
самое главное – в нем будут реальные рекомендации по «внедорожному» тюнингу этих
популярных моделей.
БУДУЩЕЕ ЗА
КОММУНИКАТОРАМИ СО ВСТРОЕННЫМ GPS-МОДУЛЕМ? Сложно говорить
однозначно. Прогресс не остановить, и все идет к тому, что в ближайшем будущем
большинство сотовых телефонов обзаведется возможностями GPS-ориентирования, как
это происходит сейчас со встроенными в них фотокамерами. Доходит иногда даже до
абсурда – купить просто хороший телефон без фотовидеонагрузки становится
проблемой. Но скорее всего мы никуда от этого не денемся. Однако следует
помнить, что любая универсальность идет во вред надежности – это аксиома,
поэтому всевозможные приборы, объединяющие в себе больше двух устройств, – от
лукавого. Собираясь в путешествие, будет надежнее обзавестись
монофункциональными приборами. Хотя где-нибудь на вечеринке в клубе есть
реальная возможность удивить молоденькую спутницу – он же на то и коммуникатор,
чтобы сближать…
GPS-навигатор Garmin Quest. $343
12 каналов, 115 Mb, до 500 точек,TFT
240х160, 256 цветов, 114х56х23 мм,156 г, Li-Ion, USB
Классический GPS-навигатор, не требующий
дополнительных устройств, – отличный вариант для начинающих. Основные недостатки
связаны со слабой картографической поддержкой по России и общими минусами
векторных карт (отсутствие рельефа, малая детализация). Хотя, вооружившись
дополнительно бумажными картами, ориентироваться на природе очень даже возможно.
И трек пишется, и точки бьются – главное, не терять голову и прибор использовать
не вместо нее, а вместе с ней. Ну а в поездках по Москве или Питеру можно
вкусить даже прелести маршрутизации – указать место прибытия и двигаться,
руководствуясь услугами «поводыря».
Хорошая защищенность и автономность,
особенно у моделей, использующих для питания элементы ААА. Богатый выбор по
цене, исполнению и возможностям позволяет подобрать прибор в соответствии со
специализацией. Вместе с тем даже самый простой прибор может быть применен в
качестве основы для расширенной системы навигации.
Популярный у джиперов ноутбук
Panasonic ToughBook CF 27, $337PII-300 MHz, 128 Mb, 10 Gb, 12.1’’ TFT, TouchSсreen
800x600 SVGA, NeoMagic 128XD 2 Mb, FDD int, 56 K, IrDA, 1 USB, 1 COM, GPRS/GSM
900, Li-Ion, 4 кг, б/уи под стать ему старенькая модель
GPS-мыши GlobalSat BR 304, $3012
каналов, NMEA, COM, 59х47х21 мм, 84 г, б/у
Связка ноутбука и GPS-мыши – неплохой вариант
для путешественников и начинающих спортсменов. Вы получаете подробные карты
(вплоть до 500-метровок) на большом экране – не нужно вглядываться в дисплей
размером с пачку сигарет, отвлекаясь от дороги. Объема памяти хватает для
хранения как картографической информации, так и дополнительной – например,
описания маршрута. Программное обеспечение позволяет использовать растровые
карты, которые можно подготовить (отсканировать и откалибровать) самостоятельно.
Защищенный компьютер имеет прочный металлический корпус, жесткий диск с гелевой
подвеской и крышки, плотно закрывающие коммуникационные разъемы. Встроенный
GPRS-блок позволяет оперативно уточнять свое местоположение через Интернет с
помощью Google Earth (http://earth.google.com).
Минусы в основном
связаны с весом и громоздкостью системы, требующей применения столика или
кронштейна для компьютера, – иначе даже короткая поездка превращается для
штурмана в муку. А привязанность по питанию к автомобилю (встроенные
аккумуляторы не в счет – как правило, они или уже «умерли», или работают
минимальное время) исключает возможность автономного
использования. Panasonic CF 28,
$711PIII-600 MHz, 256 Mb, 20 Gb,
13.3 TFT, TouchSсreen 1024x768 XGA, 4 Mb, DVD, LAN10/100, 56 K V90, IrDA, 1 USB,
1 COM, резиновая клавиатура, Li-Ion, 4.3 кг, б/уи GPS-мышь GT-331R,
$5812 каналов, NMEA, USB, 34х34х8,6
мм, 14 г
В отличие от модели CF 27 этот ноутбук
имеет лучшие технические параметры и повышенную защищенность, особенно в плане
герметичности. В остальном же плюсы и минусы у них совпадают. К сожалению, даже
сейчас стоимость этого б/у компьютера находится выше выбранного нами ценового
диапазона, тем не менее аппарат интересен, и, возможно, информация о нем
пригодится. Еще
один внедорожный комплект – защищенный планшетник Walkabout Hammerhead HH3
Tablet PC, $284400 MHz, 256 Mb, 10
Gb, 10.4 TFT, 800x600 SVGA, 2 Mb, IrDA, 1 USB, Li-Ion, 275x205x40 мм, 2 кг, б/у
GPS-мышь GT-331R,
$5812 каналов, NMEA, USB, 34х34х8,6
мм, 14 г
Система имеет все достоинства, присущие
ноутбукам. А дополнительно – большую защищенность благодаря влагоизолированному
(но не на 100%!) корпусу: все разъемы изнутри залиты герметиком, а основного
источника доступа воды внутрь – клавиатуры – попросту нет. Из-за последнего
момента также намного удобнее пользоваться компьютером во время движения и проще
сделать для него крепление к панели приборов. Основной недостаток Hammerhead,
как ни странно, вытекает из его главного достоинства. Из-за отсутствия
вентиляционных отверстий в корпусе он склонен к излишнему перегреву при долгой
непрерывной работе, ведущему к сбоям. Учтите эту особенность, собираясь
отправиться в пустыни Средней Азии или Африки. И еще одна отрицательная мелочь:
у этой «таблетки» экран не «тачскрин», а «радиоскрин», то есть пальцем кликать
по экрану, как на Panasonic CF 27, уже нельзя. А стилус представляет собой не
простую пластиковую палочку, а специальное активное устройство. Питается «ручка»
довольно экзотическими элементами типа АААА – не забудьте про запасной
комплект! Карманный компьютер Toshiba e800 Bluetooth,
$298Intel XScale HH3 400 MHz,
128 Mb RAM, 4 TFT 480x640, Li-Ion, SD/MMC/SDIO, CF type II, IrDA, USB, Li-Ion,
135x77x16 мм, 193 г, Windows Mobile 2003 Premiumв паре с приемником GPT-600,
$12420 каналов, Bluetooth, SiRF Star
III, Li-Ion
Отличный вариант компактной навигационной
системы для поездок по городу, уикендов и неэкстремальных путешествий.
Возможность использования векторных и растровых карт и различных навигационных
программ. Легчайший монтаж в салоне с помощью одного из множества автомобильных
кронштейнов-держателей КПК – например, фирмы Brodit с присоской на лобовое
стекло. Благодаря хорошей чувствительности приемника, работающего на отраженных
сигналах, и беспроводной связи Bluetooth отсутствуют лишние кабели, а сам
приемник можно стационарно разместить не только на панели приборов, но и под
ней. При автономном использовании комплект можно просто носить в кармане.
Правда, при этом время функционирования системы определяется весьма небольшим
сроком действия встроенных аккумуляторов. Использование в сложных походах по
бездорожью ограничено незащищенностью КПК от влаги и пыли.
КПК Toshiba e800 Bluetooth, $298Intel XScale HH3 400 MHz, 128
Mb RAM, 4 TFT 480x640, Li-Ion, SD/MMC/SDIO, CF type II, IrDA, USB, Li-Ion,
135x77x16 мм, 193 г, Windows Mobile 2003 Premiumс GPS-CF-приставкой Holux GR-271,
$9120 каналов, SiRF Star III,
CF
Практически те же самые плюсы и минусы,
что и у схемы с подсоединяемым по Bluetooth приемником, но есть и отличия в
худшую сторону. Из-за торчащей из компьютера антенны GPS-приемника, такой набор
более хрупок и, кроме того, существует возможность неожиданных отключений карты
от КПК из-за вибраций. КПК со встроенным GPS-модулем
Garmin iQue M4, $600Intel PXA 271
XScale 312 MHz, 64 Mb RAM, 32 Mb ROM., SD/MMC/SDIO, 3.5 TFT 240x320, 64 000
цветов, USB, IrDA, Bluetooth, Windows Mobile 2003 SE, GPS – 12 каналов, 50
маршрутов, 25 путей, Garmin MapSource, «Дороги России», Li-Ion, 72x128x19 мм,
166 г
Встроенный модуль навигации гарантирует,
что ничего во время неожиданного прыжка автомобиля на бездорожье не отвалится,
как это возможно у наладонника с приставкой на компакт-флеш. Если, конечно, сам
прибор не выскочит из держателя и не выйдет из строя – падения ему
противопоказаны, как и большинству наладонников. Да и в остальном у этого
варианта все достоинства и недостатки, присущие обычным КПК. Коммуникатор Mitac Mio A-701,
$650Intel XScale PXA272 520 MHz, 128
Mb RAM, 64 Mb ROM, 2.7 TFT 240x320, 64 000 цветов, SD/MMC, Windows Mobile 5.0,
фотокамера 1.3 Мp, Bluetooth, GPS – 20 каналов, SiRF Star III, модуль GSM/GPRS,
Li-Ion, 107x57x19 мм, 148 г
Довольно удачный пример универсального
прибора, правда, его стоимость чуть выше выбранного нами ценового диапазона.
Положительные стороны: компактность, быстрота монтажа в автомобиле, возможность
использования навигационных программ, поддерживающих различные стандарты карт,
высокая автономность (по городским меркам, конечно, требуется ежедневная
подзарядка или питание от авто), а еще GSM-телефон, камера… Но все это для очень
аккуратного пользователя. Случайное падение хрупкого устройства может в одну
секунду лишить всех благ цивилизации, заключенных в одном «флаконе». В лес с
этой игрушкой лучше не выезжать. Городской навигатор Garmin
StreetPilot i3, $33012 каналов, TFT
176x220, 256 Mb, USB, 2хАА, Garmin MapSource, «Дороги России», 76x69x54 мм, 164
г
Великолепное решение для навигации по
Москве и Санкт-Петербургу. Задача расчета маршрута сводится к введению адреса
прибытия в формате «улица, дом». Да-да, никакой долготы, широты, а только улица
и номер дома – как на почтовом конверте! Движущаяся стрелка доведет до
указанного (или выбранного из памяти) места. Мало того, звуковые подсказки
«электрической девушки» заблаговременно укажут о необходимости перестроения
перед сложным перекрестком или многоуровневой развязкой на эстакаде. Картография
обновляется чуть ли не каждые три месяца, отслеживая появление новых
путепроводов и изменения в организации дорожного движения. Рекомендуется
начинающим водителям, гостям столиц и курьерам, развозящим пиццу. Идеальный
подарок для девушки. Для офф-роудных путешествий не пригоден.
|
|