Страницы истории:
В 1960-е годы на 42-м километре магистральной линии Сысольской
узкоколейной железной дороги (Коми АССРь) появился крупный лесной
посёлок — Копса.
По состоянию на 1989 год, в Копсе было 5 локомотивов, в Сысоле — 9 (или
10). Станция Сысола работала круглосуточно, в 3 смены, а станция Копса —
в две смены. Население посёлка Копса составляло приблизительно 400 —
500 человек. Здесь было депо, отделение связи, магазины, проживали
многие рабочие, трудившиеся на лесозаготовках. Действовала телефонная
связь со станцией Сысола. Когда-то (возможно, до 1994 года) телефонные
аппараты действовали на каждом разъезде УЖД, к 2004 году — только здесь.
По данным на сентябрь 1997 года, пассажирский поезд сообщением Сысола –
Копса курсировал почти ежедневно. Помимо него, утром каждого рабочего
дня из Сысолы в Копсу (и далее) отправлялся рабочий поезд, по сути,
также являющийся пассажирским.
Долгое время (как минимум, до 2004 года) на протяжении учебного года
пассажирский поезд сообщением Копса — Сысола курсировал по
понедельникам, вторникам, четвергам и субботам. В понедельник из Копсы в
Сысолу ехали дети школьного возраста, проживающие в посёлке Копса. В
субботу школьники возвращались домой.
Установленная скорость движения поезда была 18 км/час. Плата за проезд
не взималась (по утверждениям местных жителей, она не взималась
никогда). В случае, если кто-то из жителей Копсы внезапно заболевал, в
любой день организовывался «санитарный» выезд поезда либо тепловоза.
В 2006 году из республиканского бюджета Коми были выделены средства для
переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда. В число последних
попали жители поселка Копса. Причиной переселения жителей поселка стало
отсутствие рабочих мест и труднодоступность поселка – до него можно
доехать только по узкоколейке.
В 2007 году завершилось расселение посёлка Копса. Пассажирское движение на узкоколейной железной дороге было прекращено. |