При борьбе с бездорожьем лебёдка - вещь необычайно
полезная, а на многих соревнованиях и мероприятиях - жизненно
необходимая или обязательная.
Лебедки для внедорожников выпускаются в
настоящее время трех видов: электрические, гидравлические и
механические. Самые распространенные из них, безусловно, электрические.
Фирм-производителей много, причем как со сложившимся уже мировым
именем, так и прорывающихся на рынок, в основном, с территории Китая.
«Электрика» отличается простотой конструкции, легкостью монтажа,
удобством в использовании, способностью работать при выключенном моторе
автомобиля. Недостатки - очень большое потребление электроэнергии из
бортовой сети и уменьшение «тяги» со временем из-за коррозии, ветшания и
т.п. элементов негерметичного электродвигателя.
Механические
лебедки – это, пожалуй, наиболее давно
выпускаемые средства самоспасения внедорожника из грязи. Они очень
надежны, чрезвычайно неприхотливы и мощны. По этой причине у людей,
знающих толк в подобной технике, эти лебедки пользуется устойчивой
популярностью и уважением. Минусы: для того, чтобы их установить, нужно
иметь раздаточную коробку, допускающую установку коробки отбора
мощности, от которой, собственно говоря, и получает крутящий момент
лебедка. Второй минус - невозможность работы многих механических лебедок
при выключенном моторе автомобиля. Хотя на некоторых моделях
предусмотрена (или только заложена) возможность «кручения» редуктора
лебедки вручную (в одну или в обе стороны). Третий минус - новая
«механика» – вещь не просто дорогая, а супердорогая (стоимость хорошей
подержанной - не менее 1000 у.е.).
Гидромотор гидравлических лебедок, как правило, приводится в
действие насосом гидроусилителя руля. Гидромотор гораздо надежнее
электрического, кроме того, он герметичен и из-за этого лебедка может
без риска для «жизни» работать под водой. При перегрузках запросто
можно сжечь мотор электрической лебедки, «срезать шпонку» у механической
лебедки, а гидравлический мотор просто остановится, «попросив» таким
образом пустить трос через один-два блока. Другой большой плюс
гидравлической лебедки – практически полное отсутствие потребления
электроэнергии от бортовой сети автомобиля. Но есть и минусы. Первый –
скорость сматывания троса у «гидравлики» в два раза медленнее, чем у
«электрики». Второй минус – если установлен единственный насос ГУР и на
руль и на лебедку - не получается проворачивать руль во время работы
лебедки – мощности насоса гидроусилителя не хватает на обоих
потребителей. Третий минус - гидравлическая лебедка работает только
тогда, когда работает мотор автомобиля. |
| Некоторые правила выбора и эксплуатации лебёдок- Реальное тяговое усилие лебёдки должно не менее чем в полтора раза превышать полную массу автомобиля.
- При этом следует учитывать, что
тяговое усилие, написанное на лебёдке, соответствует лишь первому ряду
намотки троса на её барабане, а к последнему ряду (пятому или шестому)
снижается ещё в полтора раза.
- При определении "полной массы"
автомобиля полезно к паспортным данным добавить вес кенгурятника,
порогов, фаркопа, нестандартных колёс, кондиционера, дополнительной
электроники, походного снаряжения (канистры, палатки, сэнд-траки,
запчасти, хай-джеки, доп. запаски и пр.) и ещё не забыть про массу
водителя и пассажиров.
- Куда установить лебёдку? Во-первых,
можно установить на бампер с кенгурятником. Во-вторых, на специальном
подрамнике прикрепить к раме автомобиля (под бампером). При этом
практически от лебёдки видны только роликовые "губки" и крюк. В-третьих,
можно приобрести лебёдку вместе с бампером (выпускаются комплекты для
импортных джипов фирмой WARN и др.). В-четвёртых, можно приобрести
съёмную лебёдку (чтобы не свинтили): к раме "на постоянно" крепится
консоль, на которую устанавливается съёмная лебёдка. Но сперва следует
посоветоваться со специалистом.
- Перед началом эксплуатации следует
полностью размотать трос с барабана лебёдки, а затем аккуратно и туго,
виток к витку, намотать его обратно. При размотке троса с барабана его
следует держать в натяжении, чтобы он не запутался.
- При вытаскивании машины следует
всегда разматывать трос лебёдки на максимально возможную длину. Потому
что, во-первых - смотри пункт второй, а во-вторых - чем длиннее
выпущенный металлический трос, тем больше его упругость - и,
соответственно, меньше вероятность того, что он лопнет под большой
нагрузкой.
- При наматывании троса на барабан
лебёдки надо следить, чтобы его витки ложились ровно друг к другу по
всей длине барабана. Иначе, если трос будет сбиваться в кучу в одном из
углов лебёдки, то эта куча может "заклинить" за её корпус, а в
результате - "залом" троса или "спаленный" мотор лебёдки.
- Если трос все же "закусило" (обычно
такое происходит у щеки барабана), то закрепив его за дерево или другой
прочно стоящий предмет и переключив лебедку в ненагруженное положение,
трос очень легко освобождается при движении машины назад.
- Если в пути приходится часто
пользоваться лебёдкой, то правильнее будет полностью размотанный трос
лебёдки аккуратно намотать на кенгурятник или т.п. Но так, чтобы
окружающая природа не повредила этот трос.
- При работе лебёдка потребляет
большой ток. Поэтому желательно не глушить при её использовании
двигатель машины, а по возможности ещё и добавить ему оборотов.
- Зацеплять трос за дерево или другой "якорь" следует как можно ниже к земле (школьный учебник физики).
- Но если автомобиль "зарылся носом",
трос следует направить под большим углом от земли. Сделать это можно с
помощью блоков, подпорок или привязав трос за верхушку гигантской
секвойи (поскольку другое дерево в этом случае будет притянуто лебёдкой к
крыше Вашего автомобиля).
- При вытаскивании "хорошо засевшего"
автомобиля полезно проверить - нет ли в грязи (в воде и т.п.) под
машиной и на пути камней, деревьев, арматуры и т.п. Лебёдка мощная -
машину вытащит, а вот рычаги, тяги и прочее может оторвать.
- Если поблизости нет мощных деревьев и
валунов, в качестве "якоря" можно использовать: несколько хлипких
деревьев или кустов, обвязав их вместе; зарытые (Вами же) в землю колья,
брёвна, запасное колесо, большую канисту, охапку сучьев, сэнд-трак и
т.п. Можно применять лодочный якорь типа Дэнфорт примерно 10 кг.
- Чтобы не испортить трос, за деревья
или камни лучше зацеплять широкую прочную капроновую ленту ("корозащитную стропу"), а к ней уже
крепить крюк лебёдки.
- Если трос сорвало с барабана, или
просто порвало, его можно закрепить обратно обычным широким скотчем (но
только если трос достаточно гибкий, тоньше 9 мм). Конец троса
приматывают скотчем вдоль барабана, а затем закрепляют, плотно и с
натяжением наматывая трос сверху. В таком случае на барабане всегда
должен оставаться примерно один слой, чтобы трос снова не размотался и
не слетел.
- При затягивании автомобиля вверх по
скользкому склону правильно будет подстраховать автомобиль прочным
тросом или канатом (в крайнем случае - буксировочным, но он очень
короткий), привязанным за буксировочный крюк или проушину. И по мере
продвижения наверх перевязывать этот канат за деревья (или другой
"якорь", не используемый Вашей лебёдкой) выше по склону при выключенной
лебёдке).
- При работе лебёдка сильно греется. И
если в ней нет электронной защиты от перегрева, её стоит периодически
останавливать и даже обесточивать (степень нагрева придётся проверять
рукой).
- Если у Вас не водозащищённая
"погружная" лебёдка, то надо помнить, что некоторые её части (например
блок переключателей) боятся воды. Снег, растаяв, тоже становится водой.
- Правила безопасности.
- Нельзя перешагивать через натянутый трос лебёдки. Не надо.
- Работать с лебёдкой следует в
брезентовых рукавицах или в специальных перчатках с утолщениями на
кончиках пальцев (тогда в лебёдку "засосёт" только перчатку или
рукавицу, а вот нитяные перчатки затащит вместе с рукой).
- Сильно натянутый трос может лопнуть и
своим хлыстом покалечить окружающих. Поэтому на середину натянутого троса
полезно положить куртку, спальник, бревно и т.п., чтобы погасить
разлёт.
- Не следует зацеплять трос лебёдки при вытаскивании за мосты автомобиля и т.п.
- К лебёдкам предлагается целый ряд
очень полезных аксессуаров: блоки (дают двойной выигрыш в тяговом
усилии), цепи с крюками, уже упоминавшаяся широкая капроновая лента,
вспомогательная серьга (шакл), специальные перчатки. Также
предлагаются вспомогательные капроновые стропы, дополнительные силовые кабели, дистанционные радиопульты и т.п.
|
|